Фишман Н - Ни Одного Дня Без Строчки (Рассказ О Книге Эскизов Бетховена)
Н.Фишман
"Ни одного дня без строчки..."
(Рассказ о книге эскизов Бетховена)
В заголовок вынесены слова Бетховена из письма, адресованного другу,
доктору Вегелеру.
16 декабря 1970 года исполняется двести лет со дня рождения великого
немецкого композитора Людвига вон Бетховена.
В нашей стране наследие Бетховена издавна пользуется всенародной
любовью. Гениальные творения композитора занимают одно из ведущих мест в
концертном репертуаре советских музыкальных коллективов и
исполнителей-солистов, в программах консерваторий, музыкальных училищ и
школ. В поле зрения вузовских кафедр и специальных институтов постоянно
находятся и проблемы научной бетховенианы, связанные с изучением стиля,
творческого метода, музыкального языка композитора.
В недавнем прошлом Государственным центральным музеем музыкальной
культуры имени М И. Глинки и Государственным издательством "Музыка" была
опубликована большая рукописная книга эскизов Бетховена, содержание которой
ранее не было известно. Выпуск в свет этого ценнейшего
музыкально-исторического памятника привлек внимание и вызвал большой интерес
музыкальной общественности как в СССР, так и в зарубежных странах.
Об этой уникальной рукописи коротко рассказывает автор публикации,
старший научный сотрудник Музея музыкальной культуры Н. Л. Фишман.
Глубокой осенью 1799 года в рижском порту сошли с парохода двое:
скрипач Карл Аменда и гитарист Готфрид Милих. Они возвратились на родину из
Вены, где были близко знакомы с тогда еще молодым Бетховеном. Аменда привез
с собою полученную в подарок от композитора авторскую рукопись его первого
струнного квартета (opus 18 э 1). Это был первый автограф великого
композитора, попавший на территорию нашей страны.
Впоследствии, уже на склоне лет, Бетховен находился в оживленной
переписке с петербургским виолончелистом Н. Б. Голицыным, которому посвятил
три струнных квартета и при содействии которого в Петербурге была исполнена
- впервые в мире - "Торжественная месса" Бетховена.
Однако ни одной из рукописей, посланных в Россию Бетховенам лично, мы
сейчас не найдем в Советском Союзе. Потомки Аменды хранили бетховенский
подарок как семейную реликвию вплоть до начала XX века, но в 1913 году
рукопись была продана в Берлине с аукциона и вскоре попала в боннский Музей
Бетховена. Автографы писем к Н. Б. Голицыну были принесены последним в дар
польской пианистке М. Шимановской, долгое время хранились в Варшаве, а ныне
находятся в Париже. Письмо, которое Бетховен послал в Петербург издателю
Лисснеру, принадлежит теперь Австрийской национальной библиотеке в Вене;
одно из писем к Аменде - Библиотеке конгресса США.
Главной причиной исчезновения из России этих автографов была, конечно,
их принадлежность частным лицам. Но то же обстоятельство обусловило и
обратный процесс - поступление в Россию автографов Бетховена, которых он сам
сюда не посылал. Это относится, в частности, и к лежащей сейчас перед нами
большой книге эскизов Бетховена, содержащей 174 нотные страницы альбомного
формата по шестнадцати строк на каждой. В середине прошлого столетия - между
1853 и 1856 годами - она попала в петербургскую коллекцию страстного
поклонника Бетховена и друга А. С. Пушкина - Михаила Юрьевича Виельгорского.
Есть основания считать, что 5 ноября 1827 года, вскоре после смерти
Бетховена, она была продана в Вене с аукциона в пользу единственного
наследника композитора, племянника Карла. Но кто купил ее на этом аукционе и
кому она принадлежала в период с 1827 п